|
Преподобный Павел Обнорский и Комельский, Вологодский чудотворец. 1317 – 1429Преподобный Павел родился в 1317 году в Москве и по рождению принадлежал к боярской семье, где и был воспитан в благочестии. С детства отличался преподобный молитвенной сосредоточенностью, кротостью и смирением. Пост, бдение, молитва с отроческих лет укоренились в его жизни. Юный подвижник славился своим милосердием, подавая «обильную милостыню нищим». Достигнув двадцатидвухлетия, Павел уклоняется от настойчивых просьб родителей о вступлении в брак и тайно покидает родной дом. Преподобный уходит в монастырь Рождества Христова на Прилуке и принимает иноческое пострижение.Бдение, молитва и неослабное соблюдение правил иноческого жития питали дух его; свободное от церковной молитвы время он отдавал на исполнение монастырских послушаний. Устремляясь на высшие подвиги, преподобный желал иметь себе опытного наставника на пути добродетели. В то время прославился своими подвигами и чудесами преподобный Сергий Радонежский, и Павел отправился к нему в Троицкую обитель. Преподобный Сергий принял Павла и, прилежно испытав, полюбил его за послушание и особую внимательность к каждому его слову и заботливо им руководил. В Радонежской обители преподобный Павел с полным усердием нес послушания на кухне и хлебопекарне, воздерживался от праздных разговоров, от излишества в пище. Своими подвигами он достиг дара умиления и обильного источника слез. После искуса в тяжелых работах преподобный Павел испросил у преподобного Сергия благословения на уединение и, получив разрешение, провел в затворе 15 лет.Заменив беседы с людьми углубленным чтением Священного Писания, преподобный безмолвник возрастил в себе благодатный дар слова. И братия устремились за поучением к отшельнику, прерывая подвиги его уединения. Полагая, что обращение с людьми принесет ему смущение и оторвет от богомыслия, преподобный Павел упросил своего наставника благословить его на пустынножительство. «Бежи, молчи, безмолвствуй — и в сем корень несогрешения. Бегай от людей – и спасешься». Преподобный Сергий благословил его на пустынническое житие. Выйдя из Троице-Сергиева монастыря, преподобный Павел отправился на север, в отдаленный Комельский лес, избрав себе для жительства дупло липы, в котором провел три года в полном уединении, в подвигах молитвы и поста. Потом, отойдя далее в глубь леса, он выстроил себе келью на берегу реки Нурмы и выкопал колодезь. Пять дней в неделю проводил он в строгом воздержании и лишь в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Демонов он побеждал силою Креста. К нему приходили лесные звери и принимали пищу из его рук. Птицы садились ему на голову и плечи. Так его застал другой пустынножитель, тоже из Радонежской обители, преподобный Сергий Нуромский. Он увидел преподобного Павла стоящим под деревом, а перед ним стояли медведь, заяц и лисица, а на голове и на плечах его сидели птицы, и он кормил их из рук. Оба пустыннолюбца сблизились духовно, часто посещали друг друга и проводили время в духовной беседе. О подвигах отшельника узнали в окрестности. Стали приходить к нему в уединение ради поучения, ибо слову его дана была премудрость, разум и утешение. Многие просили его разрешения поселиться с ним в пустыне и пользоваться его руководством на пути спасения. Преподобный долго отказывал им, называя себя недостойным быть учителем, но уступил их долгим просьбам и стал принимать братию и устанавливать правила общего жития.Собравшееся возле преподобного Павла братство не имело сначала своей церкви. Построение церкви и с нею образование монастыря сопровождалось особыми знамениями. Однажды Пасхальной ночью преподобный услышал колокольный звон под горой и увидел «свет ярче солнечного». Тогда отправился Павел в Москву к митрополиту Фотию просить благословения основать церковь во имя Пресвятой Троицы. Митрополит принял его недоверчиво, но в ту же ночь ему было откровение, что он напрасно оскорбил человека Божия. Митрополит велел отыскать его, испросил у него прощение и отпустил с благословением и богатой милостыней. По возвращении Павла из Москвы на место его обитания, были воздвигнуты храм во имя Живоначальной Троицы и при нем монастырь – к этому приложили все усердие свое братия, число которых все возрастало. Великий любитель безмолвия, именовавший безмолвие «матерью всех добродетелей», преподобный Павел отказывается от игуменства и пребывает по-прежнему пять дней в неделю в затворе и строгом посте. По субботам и воскресеньям он оставлял свой затвор, принимал участие в церковной молитве и разделял братскую трапезу. И при такой суровой жизни он сохранил до конца «нрав мягкий, был светел лицом и душою превесел». Двери его кельи были открыты для братии всегда, и он руководил ими духовно. Сохранились два его напутствия инокам: «Положи доброе начало, и Бог даст тебе совершить то, что добро». «Если бы вы знали силу любви!» – сказал он другой раз. Преподобный Павел достиг глубокой старости, и тело его стало изнемогать. Бодрый духом, он терпеливо переносил болезнь свою, но уже безмолвствовал совершенно, в молитве и созерцании очищая ум свой. В день Богоявления, перед Божественной литургией, преподобный глубоко вздохнул и прослезился. Братия приступили к нему с расспросами. Преподобный молчал, а потом, уступая просьбам, промолвил: «В этот день и час нечестивые татары взяли город Кострому, предали его огню и мечу, а многих жителей увели в плен». Уже после кончины преподобного подтвердилось это пророчество: город действительно был взят 6 января 1429 года татарами.Немного дней спустя, чувствуя приближение своей смерти, преподобный Павел созывает к себе всю братию и обращается с последним наставлением: «Соблюдайте введенный устав и порядок и после отошествия моего». Повелел братии преподобный без лености, с благоговением и умилением творить Службу Церковную, сохранять общий мир в обители, иметь «пищу и питие немятежное», а «пьянственного пития не иметь вовсе», чтобы «не прогневать Бога и не разрушить весь монастырский устав». Преподобный скончался 112 лет от роду 10 января 1429 года. Благословив братию и перекрестившись, он возлег на одре, с молитвою на устах предавая душу свою Господу. По преставлении преподобного Павла от святых мощей его «излились многие чудеса».О «духовном делании» преподобного Павла Обнорского его жизнеописатель сказал, что жил преподобный, «зрительное очищая и свет божественного разума собирая в сердце своем ... и созерцая славу Господню. Тем сосуд избран бысть Святому Духу». |
| |||||||||||||||||
|