|
Преподобный Мартиниан Белоезерский. Около 1397 – 1483Преподобный Мартиниан Белозерский (в миру Михаил Стомонахов), родился около 1397 года в деревне Березники, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря. Первоначальное воспитание он получил в своей благочестивой семье, а когда же достиг отроческого возраста, стал обнаруживать наклонность к учению. Благоразумные родители задумались, кому бы отдать своего сына учиться грамоте, и привели его «по Божию научению» в монастырь к преподобному Кириллу, в 30 верстах от их села. Это было около 1410 года. Будучи постриженным в монахи с именем Мартиниана, преподобный стал ревностно подражать своему учителю, Кириллу Белозерскому, у которого пребывал в совершенном послушании.В монастыре он обучился грамоте и, по благословению преподобного, исполнял возложенное на него преподобным Кириллом послушание – занимался переписыванием книг. Преподобный Кирилл радовался успехам своего ученика и, благодаря Бога, говорил братии: «Этот будет искусный инок». По прошествии некоторого времени преподобный Кирилл дает Мартиниану новое послушание — посылает его на службу в хлебню и поварню. Здесь юный инок смиренно выполнял трудные работы: носил воду, рубил дрова и приносил хлеб братии, прося у всех молитв и благословения. Преподобный Кирилл не переставал следить за духовной жизнью своего ученика. Так, случилось однажды Мартиниану зайти от трапезы к одному брату некоторой ради нужды. Когда увидел его святой, что он уклонился к чужой кельи, призвал его к себе и спросил: «Так ли сохраняешь ты чин монастыря, не мог ли ты пойти сначала в свою келью и совершить должное молитвословие, а потом, если было нужно тебе, пойти к брату?». Когда Мартиниан, улыбаясь, сказал: «Если бы я пришел в келью, то не мог бы выйти из ней», преподобный Кирилл заметил ему: «Так делай всегда: сперва иди в келью, келья всему научит тебя». Этот эпизод из жизни преподобного Мартиниана можно найти в житии преподобного Кирилла Белозерского, составленного Пахомием Логофетом. С благодарностью принимал подобные указания старца святой Мартиниан и руководился ими в своей жизни. Видя его ревность, святой Кирилл сделал его клириком, а спустя немного времени, преподобный Мартиниан был посвящен во иеродиакона, потом во иеромонаха.Удостоенный священного сана, преподобный Мартиниан благоговейно совершал Божественную службу, руководясь примером своего наставника. Своими трудами и смирением, а также и близостью к святому Кириллу преподобный Мартиниан скоро снискал себе любовь и уважение братии. «Блажен брат сей, — говорили они, — что сподобился быть учеником такового подвижника», — и молили за него Бога. Прошло уже немало времени с тех пор, как Мартиниан был пострижен в монашество. Ища высших подвигов для себя, преподобный все более желал уединения и безмолвия. Для этого он удалился на безлюдный лесистый остров на озере Воже, в 120 верстах от монастыря, и начал там пустынную жизнь. Но недолго пришлось преподобному быть в уединении – прослышали о месте его подвигов и стали к нему стекаться сподвижники. Общими трудами они создали церковь, освященную в честь Преображения Господня. Введя общежительный устав, в трудах и подвигах прожил в обители преподобный Мартиниан около десяти лет. За это время его пустынь разрослась и братия умножилась; преподобный убедился, что он может со спокойной совестью покинуть созданный им монастырь. Тогда он оставляет свою обитель и дает заповедь ученикам своим иметь особенное попечение об устроенной им церкви. Сам же, помолившись Богу, отправляетсяся в Ферапонтов монастырь, где и был принят с великой честью и радостью игуменом и братией. В Ферапонтовом монастыре, благодаря своему смирению и благоговению, а также и знанию устава монашеской жизни, преподобный Мартиниан скоро заслужил уважение всей братии, видевшей в нем своего наставника. В это время игумен Ферапонтова монастыря оставил свое место и инокам следовало выбрать себе нового игумена. Выбор братии пал на преподобного Мартиниана, которого и начали просить принять игуменство. Но, ссылаясь на свое недостоинство, преподобный смиренно отказался.Собравшись снова, братия опять умоляли преподобного Мартиниана, и он покорился их мольбам и принял игуменство. Это произошло около 1435 года. Теперь к заботам о подвигах личного самоусовершенствования присоединились заботы о вверенном ему монастыре. Строгим сохранением иноческих правил преподобный Мартиниан возвысил и прославил Ферапонтову обитель, взяв за образец устав и обычаи монастыря преподобного Кирилла Белозерского. Он старался ввести порядок не только в церкви, но и в келейной жизни инока, и на трапезе братии, установив общую трапезу, «равную для всех и в строгом молчании». «Обитель Мартинианова» под управлением преподобного пришла в цветущее состояние. Но тихая жизнь обители нарушаема была в неспокойное время: Василий Темный отправился с войсками искать потерянного им московского престола, но прежде чем вступить в борьбу с Шемякой, благочестивый князь по дороге к Москве посетил сперва Кириллов, а потом и Ферапонтов монастыри. Преподобный Мартиниан обнадежил его словом утешения. В ответ на это князь сказал: «Мартиниан! Если будет на мне милосердие Божие, Пресвятой Богородицы и великих чудотворцев моление и твоими молитвами сяду на столе своем великокняжеском, даст Бог, позабочусь о твоем монастыре, а тебя приближу к себе». Вступив на московский престол, Василий Васильевич, согласно своему обещанию, вызвал в 1448 году преподобного Мартиниана и назначил его игуменом в обители преподобного Сергия, выбрав его к тому же своим духовником.Но не изменило высокое положение святого подвижника, ставившего правду выше всяких расчетов. Однажды, «преступив слово», данное Мартиниану, заключил под стражу Василий Темный вернувшегося к нему на службу боярина. Услышав об этом от сродников заключенного боярина, преподобный Мартиниан оскорбился такой несправедливостью великого князя и немедленно явился в Москву. Войдя в княжескую палату, преподобный обратился к князю со следующей речью: «Так ли ты, великий князь самодержавный, научился судить праведно? Зачем велел ты заковать боярина, которого я призвал, ручаясь душою моею? Зачем преступил ты свое слово? Да не будет же благословения моего грешного на тебе и на твоем великом княжении». И повернувшись, вышел от князя, а потом уехал в Троицкий монастырь. Раскаявшись, князь Василий освободил боярина и осыпал его милостями, а сам отправился в обитель преподобного Сергия. После молитв в храме преподобный дал ему прощение и сам просил прощения у великого князя. С тех пор Василий Васильевич еще более возлюбил своего духовного отца, ни в чем не оскорблял его, слушал во всем и почитал. Но тяготила жизнь в монастыре, близком к столице, преподобного Мартиниана, искавшего уединения и безмолвия. С приближением старости все чаще вспоминал он слова своего наставника, преподобного Кирилла: «Хорошо иноку соблюдать молчание и нестяжательность и избегать всего, что может возмущать душевные чувства». Сдав управление монастырем и сердечно распрощавшись с братией, преподобный отправился в Ферапонтову обитель. Это было в начале 1455 года. Ферапонтовские иноки, возрадовавшись возвращению любимого игумена и встретив его как своего отца, просили преподобного Мартиниана снова быть их пастырем и руководителем. «Для того я ушел из обители преподобного Сергия, чтобы в старости найти покой и безмолвие и оплакивать свои грехи»,- смиренно отказывался Мартиниан. И только после неотступной просьбы со стороны игумена и братии согласился он снова принять на себя бремя управления монастырем. Жизнь монастырскую он устроил отчасти по уставу Кирилловой обители, отчасти же руководясь порядками Троице-Сергиевой лавры. Подвижник достиг глубокой старости и, чувствуя приближение своей кончины, созвал к себе всю братию и заповедал сохранять предание и устав обители: «Отцы и братия! Поступайте так, как я учил и поступал. Божия же любовь и милость и Пречистая Богородица да будет со всеми вами!».Причастившись Святых Таин, преподобный Мартиниан мирно скончался в воскресенье 12 января 1483 года на 86 году от рождения, прожив в иночестве более 70 лет. Игумен и братия торжественно погребли честные мощи преподобного близ церкви Пресвятой Богородицы, на левой стороне от алтаря, где они находятся и поныне. | ||||||||||||||||||
|