|
Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 и 1476 годом
Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на «прекрасном высоком месте» при впадении реки Истремы в реку Протву. Здесь преподобный Пафнутий и преставился 1 мая 1477 года на восемьдесят третьем году жизни. По смерти Пафнутия игуменом монастыря стал преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по нежеланию братии принять общежительный устав, удалился в Волоколамское княжество и основал новый монастырь, впоследствии названный Иосифо-Волоколамским. Роспись собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой Дионисия. Из жития преподобного Пафнутия мы узнаем, что именно Дионисий под началом старца Симонова монастыря – иконника Митрофана – «подписал» каменный храм во имя Рождества Богородицы в Пафнутиево-Боровском монастыре.Собор был построен из белого камня на месте старой деревянной церкви и освящен в 1467 году. Точное время создания росписи неизвестно. Однако она была исполнена еще при жизни Пафнутия Боровского. Через 117 лет, в 1586 году собор был разобран, и на его месте повелением царя Федора Ивановича поставлен пятиглавый, в кладке фундамента и забутовке которого использовались блоки с росписью XV века. Несмотря на это, после перестройки собора стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря не сохранилось.
Из Пафнутиева монастыря происходит икона «Святой Симеон Богоприимец» – образ Святого Симеона, принявшего, по слову Евангелия, на руки младенца Христа, на этой иконе напоминает образ преподобного Пафнутия, каким он выступает в своем житии. В XVI века монастырь был окружен каменными стенами и укреплениями – он превращается в сильную пограничную крепость. К этому же времени относится строительство каменной трапезной с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней, построенной по желанию ее заказчика, князя К.О. Щербакова, по образцу колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве. Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI-XVII векам. Есть основания полагать, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь.
Во время Смуты в 1610 году монастырь был сожжен поляками, и в нем «побито было всякого звания людей 12 тысяч человек». По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено «монашествующих вместе с послушниками» 33 человека, а почти все монастырские имения отторгнуты. В 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен. В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом – сельхозтехникум. При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29 сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи, принадлежащей Дионисию.Все фрагменты стенописи хранятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея. Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В соборе под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия Боровского.
|
| ||||||||||||||||||||||||
|