|
Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481 годЭто самая древняя обитель Белозерья, появившаяся на 137 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря. Спасо-Каменный монастырь основал в 1269 году Белозерский князь Глеб Василькович по обету, данному им во время жестокого шторма, застигшего его судно в Кубенском озере. Озеро Кубенское – одно из крупнейших озер Вологодской области, и в те времена оно представляло большую опасность для корабельщиков. В его северо-восточной части находится остров Каменный, размерами всего 120 на 70 метров, на котором и возник монастырь. Из «Сказания о Каменном монастыре, составленном знаменитым заволжским старцем Паисием Ярославовым, известно о работе, исполненной Дионисием в Спасо-Каменном монастыре около 1481 года. В некоторых списках Сказания имеется запись: «Князь Андрей Васильевичь Углецкой дал Деисус Дионисиева писма», говорящая о том, что угличский князь Андрей Васильевич Большой подарил своему младшему брату, вологодскому князю Андрею Васильевичу Меньшому, целый ряд деисусных икон.Деисус, написанный Дионисием, состоял не менее чем из трех икон – Христос и предстоящие Богоматерь и Иоанн Предтеча. По описи 1670 года Спасо-Каменного монастыря деисус Преображенского собора состоял уже из 13 икон. Ни Спасо-Преображенский собор, ни иконы кисти Дионисия из деисуса Каменного монастыря не сохранились до наших дней.
При великом московском князе Димитрии Ивановиче Донском игуменом был назначен пришелец из Константинополя – афонский монах Дионисий, впоследствии епископ Ростовский. Он ввел в Спасо-Каменном монастыре устав афонских обителей, заложил традиции, которые сформировали престиж, авторитет и славу монастыря на несколько столетий вперед. Обстановка в монастыре на крошечном острове способствовала полной отрешенности от мира, углубленности в молитву. По строгому афонскому уставу в монастырь был запрещен вход женщинам, бани были вынесены за его территорию на песчаные отмели. Отмели эти так и называются с тех пор – Банные. Как многие другие северные обители, Спасо-Каменный монастырь иногда служил местом заточения опальных политических и церковных деятелей. О роли, которую занимал Спасо-Каменный среди российских монастырей, можно судить по тому, что подпись его настоятеля в документе об учреждении Московского Патриаршества в 1589 году была по счету двадцать четвертой, выше подписей всех вологодских настоятелей.Монастырь преследовали частые пожары. В 1476 году тогда еще деревянная обитель сгорела дотла. Через 2 года, в 1478 году, удельный князь Андрей Меньшой, брат государя Ивана III, начинает на острове сооружение нового каменного Спасо-Преображенского собора. Собор достроен в 1481 году. Это был первый монументальный храм в северных землях Руси: «идеже в той земли от начала миру ничтоже бывало каменного от храмов». Для его строительства были, очевидно, приглашены зодчие и каменщики из Ростова, епархии которого принадлежал монастырь. Вот что говорят об архитектурном стиле собора современные искусствоведы: «Спасо-Преображенский собор, построенный в разгар работ по перестройке Московского Кремля, представлял собой типичный для Средней Руси второй половины XV века крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный храм, поставленный на подклет. Его кубический объем, завершенный тремя ярусами кокошников со световой главой в центре, был перекрыт системой коробовых сводов со ступенчато повышенными подпружными арками.Подобный тип храма сложился в архитектуре среднерусских княжеств (в Московском, Ростовском, Тверском) в конце XIV и первой половине XV веков на основе древних традиций владимирско-суздальского зодчества. Несмотря на близость к московской архитектуре, собор Спасо-Каменного монастыря обладал целым рядом особенностей и сыграл огромную роль во всем дальнейшем развитии церковного зодчества Белозерья, во многом определив его главные черты.
Собор на Каменном острове был двуглавым. Над юго-восточным углом его основного объема возвышалась еще одна, малая световая глава, отмечавшая придел в дьяконнике (южной апсиде). Такие дополнительные главы над приделами, помещенными в одну из боковых алтарных апсид, позднее становятся одной из характерных особенностей архитектуры Вологодско-Белозерского края, восходя к тем же раннемосковским храмам (например, церковь Рождества Богородицы с приделом Лазаря и второй собор Чудова монастыря с приделом Благовещения в Московском Кремле). Фасады северного собора несли обильный декор – узорчатые пояса, украшавшие цоколь над подклетом, и верхние части стен, алтарных апсид и барабанов глав. Пояса состояли из поребрика, бегунца, прямоугольных впадин, а также терракотовых рельефных плит (изразцов) и балясин. Эти мотивы хорошо известны по ряду московских храмов того же времени (Духовская церковь (1476–1477) в Троице-Сергиевой Лавре, церковь Ризположения (1485–1486) в Московском Кремле, церковь Рождества (1509) в Старом Симонове). Однако эти декоративные элементы в соборе Спасо-Каменного монастыря образовали свой особый «сплав», который позднее лег в основу местного каменного узорочья, знакомого нам по памятникам Спасо-Прилуцкого монастыря.» (Г.Бочаров, В. Выголов «Спасо-Каменный монастырь») Спустя 185 лет в монастыре разразился новый страшный пожар. Сгорела утварь, иконы, ризница, библиотека, выгорели все деревянные постройки, рухнули своды храмов, расплавились колокола. Но это было время экономического расцвета, и обитель быстро восстановилась.
24 июля 1774 года монастырь сгорел в третий раз. Виновником стал один из содержавшихся тогда в монастыре ссыльных, объявленный «сумасшедшим». Но это был уже другой исторический период: прошли Петровские реформы, вышел Манифест Екатерины II о секуляризации церковного имущества, земель и крестьян. Обитель была переведена на государственное содержание в третий класс с игуменским настоятельством. Количество монахов не превышало 15-20 человек. При таком положении дел о самостоятельном восстановлении после пожара не могло быть и речи. Поэтому по Указу Святейшего Синода Спасо-Каменный монастырь был упразднен. 26 лет монастырь на острове находился в запустении. Однако в 1801 году по ходатайству и на средства местных купцов и крестьян монастырь был возобновлен. Он превратился бы в типичную провинциальную обитель с богатым прошлым и скромным настоящим, если бы не иное предназначение. Монастырь стал «местом спасения» в буквальном смысле слова – в 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция по линии Императорского Российского Общества спасения на водах. На крыше келейного корпуса был установлен маяк – большой мощности керосиновая лампа в специальном застекленном сооружении. Свет маяка был виден в хорошую погоду за 20 верст, а в плохую – за 4 версты. В Петербурге на заводе Орлова был отлит именной колокол и доставлен на остров, чтобы подавать звуковой сигнал во время туманов и зимних метелей.Снова закрыт Спасо-Каменный монастырь был в июне 1925 года. Настоятелю, иеромонаху Анатолию, и пяти монахам было приказано в ближайшее время найти другое место жительства. Жилые помещения передали Губотделу народного образования для устройства колонии для малолетних преступников. В июле детей привезли на остров. А в сентябре в монастыре возник новый пожар. Выгорели братско-настоятельский корпус, трапезная и колокольня. Снова рухнули перекрытия, обвалились своды и стены. На Преображенском соборе сгорела кровля. Из пяти глав сохранилась только одна. Колонию для малолетних преступников перевели в другое место. В 1937 году был взорван Спасо-Преображенский собор – власти потребовался кирпич для строительства дома культуры. Однако стены храма разломились на крупные фрагменты: кирпич, из которого они были сложены, – ручной работы, и разобрать кладку на кирпич оказалось невозможным. Позже на Каменном острове, возле руин монастыря, организовали пункт по приему и переработке рыбы.В 1998 году на южной стороне острова возле частично уцелевшей Успенской церкви возвели часовню «об един день» и освятили ее во имя всех вологодских святых. С середины 1999 года областная администрация включила Спасо-Каменный монастырь в план реставрации. В настоящее время идет процесс передачи монастыря церкви. Божественную литургию – первую на острове с 1925 года – отслужил епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. На богослужение приехали паломники из Вологды и Москвы. Незадолго до этого дня епископ Максимилиан и игумен Дионисий освятили крест, воздвигнутый на колокольне. Молебен совершался на высоте около 30 метров. Над самым древним на Русском Севере монастырем снова воссиял православный крест. Возрождение монастыря началось в конце 80-х – начале 90-х, когда восстановлением обители занялся энтузиаст Александр Николаевич Плигин. До самой смерти (в 2004 году) он отдавал Спасу-Каменному все силы и средства, привлекал благотворителей, помощников.Сейчас формируется попечительский совет Спасо-Каменного монастыря. Возможно, здесь будет учреждено подворье Спасо-Прилуцкой вологодской обители. Дело Александра Николаевича продолжает его вдова Надежда Александровна. По ее словам, «главная задача реставрации сейчас – сохранить колокольню, которая в любой момент может разрушиться. Колокольня старая, XVI век, разрушения основательные, идут трещины, которые были получены при взрыве и от времени.» В 2005 году правительство Вологодской области выделило на восстановление монастыря 200 тыс. рублей. Кроме того, восстановление сейчас ведется на благотворительные средства. Hо, как заметила однажды Hадежда Плигина, «появление этих средств, как и погоду на острове, предсказать практически невозможно».
|
| |||||||||||||||||||||||
|