|
Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 годМонастырь основан учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Павлом Обнорским недалеко от Вологды на реке Обноре в 1414 году по благословению Московского митрополита Фотия. О жизни и кончине преподобного Павла Обнорского известно следующее. Основатель монастыря, инок Павел, родился в Москве в первой половине XIV столетия. С юности он ощутил тягу к монашескому образу жизни. Вскоре Павел пришел в обитель Сергия Радонежского, где подвизался в затворе 15 лет. Но этого добровольного заточения показалось мало любителю безмолвия. Он захотел уйти на север, в безлюдные заволжские леса. Преподобный Павел упросил своего наставника благословить его на пустынножительство. На прощание Сергий в знак благословения дал Павлу крест, который тот хранил всю жизнь.Житие рассказывает, что во время скитаний преподобный жил три года в дупле огромной липы. В своих странствиях он встречался с такими известными в то время подвижниками, как Авраамий Чухломский и Сергий Обнорский (Нурмский). Одинокая жизнь в дремучих лесах снискала Павлу славу великого подвижника. К нему стали приходить иноки, желавшие спасать душу вместе с ним. Наконец старец решил изменить своему одиночеству и создать монашескую общину.
Так на месте обитания Павла были воздвигнуты храм во имя Живоначальной Троицы и при нем монастырь. К концу жизни у Павла вновь проснулась тяга к «безмолвию». Оставив во главе обители одного из учеников, Павел поселился на другом берегу Нурмы. Преставился преподобный 10 января 1429 года. Во второй половине XIX века монастырские власти выкупили этот участок земли и построили там две мемориальные часовни: на месте молитвенной кельи Павла и над выкопанным им колодцем. Для деревянного Троицкого собора Дионисий в 1500 году написал иконостас.Об этом свидетельствует резная надпись, сохранившаяся на обороте центральной иконы деисусного чина «Спас в силах»: «В лето 7008 (1500) писан деисус и празники и пророци Денисьева письмени». Первоначальный деревянный собор был заменен каменным в 1505-1516 года по повелению Василия III и сюда был перенесен дионисиевский иконостас. Большая часть древних икон Троицкого собора до нас не дошла. Сохранились лишь 4 иконы: «Спас в силах», «Распятие» из праздничного чина (обе хранятся в Государственной Третьяковской галерее), «Уверение Фомы» из праздничного же чина (Государственный Русский музей), «Успение Богоматери» из местного чина (Вологодский государственный историко-архитектурный и художежственный музей-заповедник). В работе над иконостасом Павло-Обнорского монастыря, вероятнее всего, принимали участие помощники Дионисия – его сыновья, но бесспорной работой самого мастера можно считать икону «Распятие».
Об этом свидетельствует не только исключительное качество живописи, но и особое духовное содержание, которое получает в этой иконе традиционный сюжет. Иконографическое решение Распятия свидетельствует о знакомстве Дионисия не только с творческим наследием Андрея Рублева, но и с кругом современных ему богословских идей. В идеальный мир иконы художник включает изображения персонификаций Ветхозаветной и Новозаветной церквей, что можно рассматривать как отголосок богословской полемики с еретиками вокруг понятия церкви в конце XV века. Главная тема дионисиевской иконы «Распятие» – победа жизни над смертью. Здесь нет страдания, а есть прообраз грядущего воскресения, торжественная гамма красок отмечена тональным благородством и изысканностью, пропорции фигур вытянуты, их позы грациозны. Глубина образа раскрывается через сложное ритмическое решение композиции, изобилующее повторами и выразительными паузами. Зимой 1529 года Василий III со своей второй женой Еленой Глинской предпринял богомольное путешествие в Кириллов и в лежавшие на пути монастыри для испрошения чадородия. Посетил он и обитель преподобного Павла. Вскоре здесь приступили к сооружению второго каменного храма в честь Успения Пресвятыя Богородицы. Но уже несколько лет спустя, в 1538 году в эти края пришли с юга казанские татары, разграбившие обитель. Это произошло в период управления монастырем игумена Протасия, первого автора жития преподобного Павла Обнорского. Однако, благодаря покровительству московских великих князей и царей, благоволивших к северным монастырям и часто посылавших сюда богатые вклады, обитель сумела уже в XVI веке выстроить несколько каменных зданий, наладить обширное хозяйство. Каменный Троицкий собор был возведен в монастыре в 1505-1516 годах. До наших дней он не дошел и о его облике можно судить лишь по старым описаниям, рисункам и фотографиям.В 1545 году у южной стены Троицкого собора был возведен небольшой храм, в верхнем этаже которого находился престол во имя Сергия Радонежского, а в нижнем – во имя Павла Обнорского. Постройку этого храма, несомненно, ускорила и общерусская канонизация Павла Обнорского на церковном соборе 1547 года. В Павловской церкви находилась гробница основателя монастыря. В ней лежал и тот крест, которым Сергий Радонежский благословил Павла. В трапезной этой церкви хранилась и другая реликвия – часть липового дерева, в дупле которого поселился Павел, придя в обнорские леса. Тяжелым временем для русских монастырей было XVIII столетие. Уже в Петровскую эпоху начались решительные сокращения привилегий монастырей, изъятие их доходов. Трудности Павлова монастыря усугубил сильный пожар, охвативший обитель в 1764 году. Лишь в 1777 году был наконец произведен ремонт зданий. Однако и в последующие сто лет монастырь влачил жалкое существование на скудном казенном содержании. Положение резко изменилось с приходом в обитель игумена Иоасафа Тихонова (1861-1877). Возрождение Павлова монастыря стало делом его жизни. Получив в наследство от предшественника, игумена Анатолия, пустую казну и полуразвалившиеся здания, Иоасаф за годы своего настоятельства потратил на строительство и прочие нужды монастыря более 200 тысяч рублей, принимая их от добровольных жертвователей.
При Иоасафе была выровнена ведущая к монастырю дорога, устроены гостиница для состоятельных богомольцев и отдельный дом для их прислуги. Река Нурма, подходившая к самым стенам обители, была отведена в сторону с помощью особого канала, а ее высохшее русло использовано под огород. Вокруг монастыря возвели каменную ограду в три метра высотой, с тремя восьмиугольными башнями и двумя воротами. Под ее южным пряслом были устроены сохранившиеся до наших дней погреба с кирпичными сводами. На высоком, но безлесном правом берегу Нурмы по распоряжению игумена были посажены еловая и сосновая рощи. Иоасаф устроил близ обители скит во имя Воскресения Христова. Игумен лично составил устав, отличавшийся строгим благочестием. Иноки должны были жить в непрестанном труде и молитве, питаться только растительной пищей. Женщинам вход на территорию скита был категорически воспрещен. Тяжелая болезнь заставила Иоасафа оставить пост игумена в ноябре 1877 года. После этого строительство в Павловском монастыре почти прекратилось. Единственным крупным зданием, возведенным в «послеиоасафовский» период, явилась колокольня. В начале ХХ века, в 1904 году, в здании настоятельского корпуса была устроена иконописная школа на двадцать учеников. В 1908 году началась постройка новой гостиницы. Ее большое, но непритязательное здание существует и поныне. Летом 1909 года монастырь стал жертвой страшного пожара. В огне погибла и устроенная Иоасафом серебряная рака Павла Обнорского.Средства на восстановление обители собирали по всей России. Царь Николай II пожертвовал новую раку для мощей преподобного. Летом 1912 года работы по ликвидации последствий пожара были завершены. В связи с этим монастырь посетила сестра императрицы Александры Федоровны, великая княгиня Елизавета Федоровна. После закрытия обители в 1924 году были разрушены и Троицкий собор, и колокольня, и ограда.Только через 70 лет, в 1994 году, в стенах обители опять зазвучали молитвы и славословия Богу. Обитель, бывшая когда-то ставропигиальным монастырем и имевшая приписными Спасо-Преображенский Макариево-Писемский и Свято-Благовещенский Иннокентиево-Комельский монастыри, сейчас является подворьем Вологодско-Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. 5 июня 1999 года был освящен трапезный храм во имя Успения Богородицы.
|
| ||||||||||||||||||||||||
|