|
Иосиф Волоцкий. . 1440-1515Преподобный Иосиф Волоцкий, в миру Иван Санин, родился 14 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска. Род Саниных вышел из Литвы и осел в Волоколамском княжестве. Семилетним отроком Иван был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Обладая необычайной памятью, Иван быстро выучился грамоте и стал чтецом и певцом в монастырской церкви. В двадцать лет Иван избирает путь иноческих подвигов и, оставив родительский дом, поступает в Рождества Богородицы Боровский монастырь в послушание святому старцу Пафнутию. Преподобный Пафнутий с любовью принял прибывшего к нему юного подвижника и 13 февраля 1460 года постриг его в иночество с именем Иосиф. Вскоре в этом же монастыре был пострижен и отец Ивана, которого разбил паралич. С благословения старца, юный инок Иосиф принял на свое попечение родителя, за которым неотступно ухаживал до самой его кончины. Мать Иосифа тоже постриглась и стала монахиней женского Волоколамского монастыря. Вслед за родителями ушли в монастырь и оставшиеся дети, кроме одного. Среди ближайшей родни Иосифа насчитывается четырнадцать мужских имен монашествующих и четыре женских. Ростовским архиепископом стал родной брат Иосифа - Вассиан. Другой его брат стал епископом Тверским Акакием, а два племянника - Досифей и Вассиан Топорковы - стали иконописцами и вместе со знаменитым иконником Дионисием расписали церковь Валаамского монастыря. Воистину «преизобильно излилась благодать Божия» на род Саниных, явивший столько подвижников. С усердием и любовью нес молодой инок возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице. Великие духовные способности юного инока проявлялись в церковном чтении и пении. «Бе же у Иосифа в языце чистота и в очех быстрость, и в гласе сладость и в чтении умиление: никто бо в те времена нигде таков явися». Он был одарен музыкально и прекрасно владел голосом. По кончине преподобного Пафнутия, Иосиф, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен был игуменом Боровского монастыря. Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Но строгий устав оказался непосильным для братии. Тогда, решив основать новую обитель со строгим общежительным уставом, он с семью единомышленниками отправился в Волоколамск, в родные, с детства известные ему леса. Избрание места для новой обители сопровождалось знамением: налетевшая буря повалила лес, как бы расчищая место для будущего монастыря. Именно здесь в июне 1479 года преподобный Иосиф с братией воздвигли крест и заложили деревянную церковь в честь Успения Богоматери, освященную 15 августа 1479 года. Этот день и год вошли в историю как дата основания монастыря Успения Пресвятой Богородицы, называемой впоследствии именем святого его основателя. С каждым годом обитель преподобного Иосифа все более благоустраивалась. В 1484 - 1485 годах на месте деревянного был сооружен каменный храм Успения Богоматери. Летом 1485 года его расписывали иконник Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием, а также племянники и ученики преподобного Иосифа - иноки Досифей и Вассиан Топорковы. В 1504 году была заложена теплая трапезная церковь в честь святого Богоявления, затем сооружена колокольня и под нею - храм во Имя Пресвятой Богородицы Одигитрии. Иосиф создает устав истинного монашества с обширным приведением свидетельств из Св. Писания и святых отцов, который он называет «Духовной грамотой». По этому уставу, все «свободное» время братии должно было быть посвящено или молитве, или трудам телесным. Пища в монастыре была самая простая, все носили худые одежды, терпели зной и холод с благодушием; не было между ними ни смеха, ни празднословия. В кельях своих братия ничего не имели, кроме икон и книг божественных, а потому двери келий не затворялись. Большая часть ночи проходила в молитве. И все такие подвиги предпринимались не самовольно, но с благословения настоятеля. Таким образом, послушание освящало их, а любовь увенчивала. Преподобный Иосиф должен был подавать пример в аскетическом делании: по крайней мере, о «худых и плаченых» рясках игумена нам рассказывают его жития. Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет, и все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Особенно любил он помогать нуждающимся: имел ли кто из поселян «нужду в семенах для посева или лишался домашнего скота», приходили к Иосифу, и он снабжал всем нужным. В один год в Волоколамской области был голод, и в продолжение всего этого несчастного времени Иосиф «питал около семисот человек, помимо детей». Процветала созданная трудами и подвигами преподобного Иосифа обитель, а сам ее основатель, старея, готовился к переходу в вечную жизнь. Перед кончиной он приобщился Святых Таин, затем созвал всю братию и, преподав ей мир и благословение, блаженно почил на 76-м году жизни 9 октября 1515 года. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг преподобного как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями. Возвещено ему было Богом противостоять распространенной ереси тех лет – «лжеучению жидовствующих» – и создать первый свод русского православного богословия, великую книгу «Просветитель», состоящую из 16-ти «слов». Памятником канонических трудов игумена Волоцкого является в значительной степени и «Сводная Кормчая» - огромный свод канонических правил Православной Церкви, начатый преподобным Иосифом и завершенный митрополитом Макарием. Иосиф содействовал и развитию политического сознания московского князя: «Царь естеством подобен всем человеком, властью же подобен высшему Богу». В последние годы Ивана III он лично убеждает государя в том, что царям подобает еретиков и в заточение посылать, и казням лютым предавать. «Грешника и еретика руками убити или молитвою едино есть». По свидетельству жития Иосифова, эта суровость вооружила против него владык и старцев. Послания заволжских пустынников показывают, что на Руси еще сильны были заветы христианского милосердия. Но наставления Иосифа слушали московские князья, особенно при Василии III, который повелел «овым еретикам языки резати, иных огню предати». Однако такая победа над еретиками была началом мучительного раскола в сознании самого православного общества. Не менее значительна была роль преподобного Иосифа в разрешении так называемого «спора о монастырских имениях». В 1503 году на церковном Соборе Иоанн III поднял вопрос о «землях церковных, святительских и монастырских». В итоге, не без влияния преподобного Иосифа, монастырские имения решено было оставить и узаконить. Монастыри, владевшие землями, получали возможность не только быть центрами просвещения, книгоиздания, но и питать окрестное население в голодные годы, содержать убогих, увечных, больных, помогать странникам и нуждающимся. Но у историков бытует и другое мнение, что в борьбе с «нестяжателями» - Нилом Сорским и его учениками – Иосиф Волоцкий, сам не желая того, разрушал традиции преподобного Сергия, ставшие стеснительными для религиозного одеяния пышного московского царства». «Трагедией русской святости» называет философ Георгий Федотов все углубляющуюся «противоположность в самом направлении духовной жизни между заволжскими «нестяжателями» и «осифлянами».
|
|
|
|
|