|
Сыновья Дионисия. Феодосий и Владимир
На рубеже XV–XVI веков московская живопись была представлена творчеством Дионисия и его сыновей. В отличие от многих своих предшественников-живописцев, иконник Дионисий был мирянином. Он сам обучил иконописному искусству своих сыновей, которые потом работали с ним в разных уголках Московской Руси.
Каменная церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколомском монастыре была заложена в 1484 году, а освящена в 1485-м году. Летом того же года его расписывали иконник Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием: «И подписал ея хитрыми живописцы в русской земли Дионисием и его детми Владимером и Феодосием». В 1500 году сыновья Дионисия, вероятнее всего, принимали участие в работе над иконостасом Павло-Обнорского монастыря, а 1502 году вместе расписали собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
По смерти Дионисия младший сын, Феодосий, продолжает дело отца. В 1508 году он был приглашен самим великим князем Василием III для росписи великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле.
На стенах собора были представлены лики и образы святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского, византийских императоров и императриц, что символизировало преемственность власти московскими князьями, а также чтимые русские князья от киевских до Дмитрия Донского и Василия Дмитриевича.
Феодосий был известен и как книжный оформитель. По заказу боярина и казначея Ивана Третьяка он писал заставки и миниатюры для Евангелия 1507 года. «Феодосием Изографом» были написаны евангелисты и украшения книги. С его именем связывают появление старопечатного орнамента. О творчестве старшего сына Дионисия, состоящего в артели отца, ничего не известно. Есть гипотеза, что он принял постриг с именем Вассиана.
|
|