|
Стоимость работИз жития Пафнутия Боровского мы узнаем, что уже в 1477 году живописный талант Дионисия получил очень высокую оценку. После завершения росписи в Пафнутиево-Боровском монастыре старец Митрофан и Дионисий названы в превосходной степени: «пресловущие тогда паче всех в таковем деле». Творчество Дионисия нашло своих почитателей у таких крупнейших иерархов, как архиепископ ростовский Вассиан Рыло, доверенное лицо Ивана III, и яркий богослов и публицист Иосиф Волоцкий.Они во многом способствовали процветанию дарования замечательного иконописца. Львовская летопись под 1481 годом сообщает: «Того же лета владыка ростовский Васьян дал сто рублев мастером иконником Денисью, да попу Тимофею, да Ярцую, да Коне писати деисус в новую церковь святую Богородицу». Имя Дионисия поставлено на первом месте – это говорит о том, что он был старшим среди иконописцев как по возрасту, так и по положению и, по всей видимости, возглавлял артель. Летописчик Иосифа Волоцкого сообщает, что каменная монастырская церковь Успения Богоматери была заложена Иосифом в 1484 году, а освящена в 1485-м году. «И по прехожении немного лет подписал ея хитрыми живописцы в русской земли Дионисием и его детми Владимером и Феодосием, и Пасеею иноком, и два братанича Иосифова, инок Досифей да инок Васиян». В послании Борису Васильевичу Кутузову преподобный Иосиф отмечал, что церковь обошлась ему «с подписью и с ыконами и с книгами и с ризами и сосуды боле тысячи рублев». Из этой суммы какая-то часть (может быть, порядка 100 рублей) была выплачена дионисиевской артели. Чтобы представить реальный размер этой суммы (100 рублей), стоит учесть, что в те времена за 20 рублей можно было приобрести деревню с большим участком земли.Из Псковских летописей о ценах на хлеб в XV веке можно узнать, что они колебались от 87 до 250 пудов за 1 рубль. Под 1465 годом в той же летописи говорится о строительстве стены, где трудились 80 «наймитов», которые за три года получили 175 рублей, то есть немногим более 2 рублей на каждого. Московские шлемы-шишаки использовались в конце XV века русскими всадниками как обычное средство защиты, но украшенный доспех был дорог. О шлемах и кольчугах специально упоминали, например, в духовных грамотах-завещаниях, причем с указанием цены каждой из вещей. Так, в начале XVI века шлем стоил 20 алтын, а кольчуга была заложена одним из завещателей за 70 алтын (больше 2 рублей серебром). Так что можно сказать с полной определенностью, что «сто рублев» за работу артели Дионисия – это очень высокая цена и настоящее признание духовного и художественного гения живописца.И еще один любопытный факт: в житии преподобного Иосифа Волоцкого, составленного Саввою, епископом Крутицким, рассказывается о ссоре Иосифа с племянником Ивана III, Федором Волоцким. Для примирения Иосиф «начат князя мздою утешати и посла к нему иконы Рублева писма и Дионисиева». Так высоко ценили современники работы Дионисия. | |||||||||||||||||
|