|
Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года
Монастырь был основан в 1479 году стараниями преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф (в миру Иван Санин) был пострижен в монахи преподобным Пафнутием Боровским, стал его преемником по игуменству и попытался после кончины преподобного Пафнутия ввести в его монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда преподобный Иосиф он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 году вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского князя Бориса Владимировича устроить мужской монастырь. На месте, указанном свыше (закружился вихрь, как бы указывая путь, а потом в землю из ясного неба ударила молния – говорится в «Надгробном Слове в память Иосифа Волоцкого», составленным его племянником Досифеем Топорковым), преподобный Иосиф поставил крест. А вскоре здесь была заложена деревянная церковь в честь Успения Богоматери. Одна из редакций Летописчика Иосифа Волоцкого сообщает, что каменная монастырская церковь Успения Богоматери была заложена Иосифом 7 июня 1484 года, а освящена 18 декабря 1485 года. В 1486 году в новом монастыре выстроили каменный собор, в росписи которого принимал участие сам Дионисий. «...И по прехожении немного лет подписал ея хитрыми живописцы в русской земли Дионисием и его детми Владимером и Феодосием и Пасеею иноком и два братанича (племянника) Иосифова – инок Досифей да инок Васиян». Скорее всего, Дионисий расписывал Успенский собор в конце 1480-х годов. Однако росписи Дионисия в монастыре не сохранились – в XVII веке собор был полностью перестроен.Дионисий на протяжении 1480-1490-х годов неоднократно работал над монастырскими заказами. В общей сложности им было написано для обители около ста икон. Здесь с художником работали помощники и ученики, а с основателем монастыря, Иосифом Волоцким, его, видимо, связывали дружеские и духовные отношения. Приписываемые Иосифу «Послания иконописцу» и три «Слова о почитании икон» обращены к Дионисию, как «началохудожнику»: «И тебе же ключимо сие написание того ради, яко самому ти началохудожнику сущу божественных и честных икон живописанию». Знакомство Дионисия с Иосифом Саниным произошло, видимо, еще во время работы иконописца в Пафнутьево-Боровском монастыре, где Иосиф принял постриг около 1468 года. Именно в это время Дионисий мог исполнить для Иосифа икону Богоматери Одигитрии, с которой Иосиф пришел на место основанной им в 1479 году Волоколамской обители.
Из многочисленных работ Дионисия, созданных для монастыря, сохранилась одна икона – «Богоматерь Одигитрия». Описи сообщают, что «икона местная болшая Пречистая Богородица Одигитрия, письмо Дионисьево» стояла в местном ряду соборного иконостаса первой слева от Царских врат. В настоящее время икона хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. В 1490 году рядом с собором был построен восьмигранный храм – колокольня во имя иконы Смоленской Божией Матери, в 1504 году была возведена Богоявленская церковь и трапезная со службами. В 1543-1566 годах монастырь был обнесен каменными стенами. При жизни основателя в монастыре был строжайший устав, который с радостью исполнялся братией. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа», – писал о нем Ключевский. При преемниках преподобного Иосифа монастырь продолжал оставаться крупнейшим мужским монастырем на Руси. В XVI веке отсюда вышли 17 архипастырей; крестным отцом Ивана Грозного был монах Иосифова монастыря преподобный Кассиан Босой, прозванный так потому, что никогда не носил обуви, даже зимой.
В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани. Среди дарителей монастыря – Иван Грозный, Афанасий Нагой, Борис Годунов и его жена Мария Григорьевна, отец которой, Малюта Скуратов, похоронен во дворе обители. В тюрьме для государственных преступников, находившейся на территории обители, в разное время содержались писатель и переводчик преподобный Максим Грек, нестяжатель Вассиан Косой (князь Патрикеев), вольнодумец Матвей Башкин. В Германову башню монастыря в начале XVII века был заточен сведенный с престола князь Василий Шуйский. Служила обитель и боевой крепостью. Первые каменные сиены появились здесь еще в 1543-1566 годах. В Смутное время монастырь осаждали поляки, его захватил на время сподвижник Лжедмитрия II князь Рожинский, но был разбит отрядом воеводы Валуева. В память об этом событии в монастыре остались старинные пушки, из которых еще в XIX веке стреляли во время водоосвящения.Архитектурный ансамбль обители, напоминающий некоторым исследователям сказочный град Китеж на берегу озера, был завершен в XVII веке строительством большого собора и колокольни. В украшении зданий изразцами участвовал знаменитый мастер Степан Полубес, резной ажурный иконостас принадлежит мастеру Евсевию Леонтьеву, а живопись – Григорию Антонову, Фоме и Василию Потаповым. В начале XX века в обители было пять храмов, неподалеку действовал скит с «колодезем Иосифа Волоцкого». При монастыре действовали гостиница, странноприимный дом, больница, церковно-приходская школа. Жила обитель по древнему Студийскому уставу, управлял ею архимандрит. Монастырь был закрыт в 1922 году и вскоре пришел в запустение. Монастырская утварь, не взятая экспедициями Третьяковской галереи и Русского музея, отошла местному краеведческому музею. Среди монастырских книг работниками Ленинской и Исторической библиотек были отобраны около четырехсот самых ценных, а так же монастырский архив и летописи. Все остальное было отдано на волю случая.В 1929-1931 годах были переплавлены все монастырские колокола. В зданиях монастыря располагались детский дом и школа села Теряево, а затем разместился музей. В 1941 году была уничтожена монастырская колокольня, так до сих пор и не восстановленная. В настоящее время обитель возвращена Русской Православной Церкви. В мае 1989 года возрожден Иосифо-Волоколамский мужской монастырь, ставший в 1999 году ставропигиальным.
|
| ||||||||||||||||||||||||
|