В медальоне (диаметр 75см) на черном (рефть) фоне – цветочно-лиственный орнамент. Геометрический рисунок орнамента построен дугами окружностей одинакового с медальоном диаметра с центрами в точках деления его окружности на шесть равных частей.
Пересекаясь, дуги окружностей образуют «цветок», в шесть узких овальных «лепестков» которого вписаны «листья» с волнистыми краями; противоположные – одинакового цвета: левый верхний и правый нижний – желтые (охра), боковые – голубые (азурит, следы), левый нижний и правый верхний – розовые (охра, следы). В желтых – по три овальных коричневых мазка в центре, в левом нижнем – мазки красной охры, во всех остальных – следы.
Линиями от овальных «лепестков» к серединам дуг окружности медальона между ними образованы неправильные ромбы. В них – «листья» с волнистыми завершениями у окружности и парным по диагонали сочетанием цветов, не совпадающих с цветом «лепестков»: левый нижний и правый верхний – желтые с темными моделировками оснований; левый верхний и правый нижний – розовые со следами красных моделировок на нижнем; верхний и нижний – голубые (азурит, следы).
Между окружностью медальона и «лепестками» – маленькие веерообразные «цветы» с волнистыми завершениями у окружности. Их цветовое решение прослеживается только на нижних: левый – желтый с темными моделировками, правый – со следами розовой охры, влево за ними – следы азурита; вероятно, были использованы те же цвета без совпадений с соседними.
По контурам всех цветовых элементов орнамента – белые окантовки (левкас), в т.ч. по сторонам широкой (3,3 см) рефтяной обводки медальона между двумя тонкими. В центре медальона и на его окружности следы ножки циркуля.
Сохранность. Укрепленная трещина (до 6 см шириной) на медальоне слева и утраты левкаса (4х2,5 и 13х4 см) в нижней части. Почти полная утрата азурита и розовой охры на элементах орнамента. В лучшей сохранности желтые «лепестки» внизу по сторонам и два маленьких «цветка» вверху и внизу. Полная утрата складок полотенца, пересекавших медальон.
Консервация. 1999 г., реставраторы О.В. Лелекова и Е.М. Кристи.
|